ЭП – это электронная подпись, позволяющая установить лицо, которое просматривает или меняет содержание документов. Электронная подпись необходима для идентификации пользователя. Но иногда возникают ситуации при которых необходимо передать ЭП другому лицу. Возможно ли это сделать законным способом?
Законодательная база использования ЭП
Использование электронной подписи регулируется ФЗ №63 «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года. Подпись представляет собой электронные символы, закрепленные за документом или информационным ресурсом.
Виды электронных цифровых подписей (ЭЦП)
Виды электронных подписей:
- Простая (ЭП) - самый распространенный метод идентификации. Представляет собой сочетание пароля и логина. Используется он на форумах, в социальных сетях. Простая ЭП удобна при выполнении повседневных действий, которые не подразумевают высокую степень защиты.
- Неквалифицированная электронная подпись (НЭП), предоставляется специальными центрами (они могут не иметь государственной аккредитации), либо может быть сгенерирована средствами компании где она применяется. Подпись применяется в основном для во внутреннем электронном документообороте компании.
- Квалифицированная (КЭП), получить ее можно только в удостоверяющих центрах, у которых есть аккредитация. Отличается повышенной надежностью, защищенностью. Является заменой обычной подписи и владельцу КЭП предоставляется сертификат.
Можно ли передать квалифицированную подпись бухгалтеру на аутсорсинге?
Нет ни одного нормативного где указано, что ЭП можно передавать сторонним лицам. Этот запрет связан с тем, что электронная подпись служит идентификацией лица. На практике же руководитель может передать своему работнику подпись любого вида. Особых сложностей эта процедура не вызовет, но подобное мероприятие в любом случае является незаконным. Если сотрудник выполнит какие-либо неправильные действия, ответственность за это будет полностью на руководителе. Даже если есть документ, подтверждающий передачу подписи.
С конфиденциальной электронной подписью все сложнее. В статье 10 ФЗ №63 прописано, что владелец обязан обеспечить конфиденциальность электронной подписи. При передаче происходит утрата ее конфиденциальности, что является утечкой сведений. Если доступ к подписи получило другое лицо, ее владелец обязан направить соответствующее уведомление в удостоверяющий центр. Одновременно с уведомлением нужно прекратить использование ЭП. Из всего этого можно сделать вывод о том, что передача КЭП бухгалтеру на аутсорсинге является незаконной даже в том случае, если руководитель оформил на него соответствующую доверенность.
Рекомендуем
ООО «Бюро бухгалтерских решений» осуществляет бухгалтерское обслуживание в Екатеринбурге, оказываемое по принципу аутсорсинга, Если у вас есть задача, которую не успевает выполнить ваш штатный бухгалтер, или вы просто хотите, чтобы бухгалтерией вашей фирмы занимались профессионалы - обратитесь к нам. Для получения дополнительной информации - свяжитесь с нами по телефонам указанным на сайте или через форму обратной связи.