С ИП или ООО бизнес может заключить договор оказания услуг, с физлицом - трудовой договор или договор ГПХ. А с самозанятым, не совсем понятно: какова его надежность, какой договор заключать, куда платить, как вносить расходы в бухгалтерию? Расскажем, как работать с самозанятыми, чтобы избежать штрафов и сделать все по закону.
Краткая инструкция, чтобы официально и без рисков работать с самозанятым
- 1️⃣ Проверьте его налоговый статус
Проверить налоговый статус можно на сайте налоговой - для этого нужно знать ИНН. При длительном сотрудничестве следует постоянно проверять его статус, чтобы случайно не пропустить момент, когда самозанятый перестанет им быть. Иначе, если вы платите ложному самозанятому, то тогда налоговая увидит, что вы платите обычному физ. лицу и при этом не уплатили налого и взносы за него. Следовательно по статьям 122 и 123 НК РФ вам выпишут страф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и взносов. Сами налоги и взносы тоже придется заплатить. - 2️⃣ Подпишите с ним типовой договор
ИП в законодательстве иногда приравнивают к юридическому лицу, но с самозанятым работа регулируется гражданским кодексом РФ, Как сказано в письме ФНС РФ от 20.02.2019 No СД-4-3/2899@, работать с самозанятыми можно и без договора - но только если сделка совершается немедленно, например если вы как брлицо купили у самозанятого изделия ручной работы и сразу заплатили за них. В остальных случаях согласно статье 161 ГК РФ нужно заключить договор. В договоре обязательно нужно будет указать, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход. - 3️⃣ Платите по реквизитам на банковскую карту
Когда придет время платить, вы переводите деньги со своего расчетного счета на банковскую карту самозанятого. Чтобы платеж можно было учесть в расходах, для перевода нужны будут полные реквизиты карты, а не просто номер. Перевод по реквизитам обыч идет несколько денй - у каждого банка свои сроки. Поэтому платите заранее или предупреждайте исполнителя о задержке. - 4️⃣ Требуйте чек, чтобы подтвердить платёж
После того как исполнитель получит деньги, он должен сформировать чек в приложении "Мой налог" и отправить его вам. Чек - главный документ, подтверждающий оплату, и именно на его основании вы должны вносить расходы на услуги самозанятого в свою бухгалтерию.
Рекомендуем
Наша аутсорсинговая бухгалтерская компания ООО "Бюро Бухгалтерских Решений" будет рада проконсультировать вас по бухгалтерским или юридическим вопросам. Наши специалисты следят за изменениями в налоговом и смежных законодательствах, чтобы всегда быть в курсе последних изменений и давать своим клиентам самую актуальную информацию.